ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ РЕКЛАМНОЕ ИЗДАНИЕ
ГАЗЕТА ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ И HORECA

ИЗДАНИЯ ИД "МАРТ-МЕДИА"
 

Какие макароны предпочитают россияне

СЧЕТ НА ПАЧКИ И КИЛОГРАММЫ

Сегодня, по данным AnalyticResearchGroup, на территории России зарегистрирована 641 организация, основным видом деятельности которых является производство макаронных изделий. А еще три года назад их едва набиралось более полусотни. Стали ли россияне потреблять макарон, — поинтересовались мы у наших экспертов. А заодно решили выяснить, какое место в структуре потребления наших соотечественников занимают сегодня макароны и какие виды макаронных изделий пользуются наибольшей популярностью. «Макароны были и есть и остаются одним из популярнейших гарниров отечественных потребителей. Если говорить о так называемых классических макаронных изделиях, то их объем потребления составляет около 6,5 кг на человека в год. Ежегодно на рынке появляются новые их форматы, но самыми популярными остаются спагетти, перья, рожки», — говорит Максим Удодов, бренд-менеджер направления «Макаронные изделия» компании «Макфа».

«Макароны, или как их называют в Италии — паста, до сих пор являются одним из основных продуктов регулярного потребления у россиян. Частота потребления макарон — 2–3 раза в неделю, — добавляет Михаил Путилин, вице-президент «Барилла Групп» в России и странах СНГ (ООО «Харрис СНГ»), уточняя, что российский потребитель рассматривает макароны в качестве простого и быстрого, с точки зрения приготовления, варианта для того, чтобы накормить семью.

При этом, по его мнению, «российский рынок макарон с каждым годом становится все более разнообразным, на рынке появляются более качественные и, в первую очередь, импортируемые бренды, предлагающие большое разнообразие видов и форм макарон. Все большей популярностью пользуются макароны из твердых сортов пшеницы, при этом короткие виды макарон лидируют в объемах продаж».

Анна Ефремова, начальник отдела маркетинга ООО «Нудел продукт», ТМ FILLINI, отмечает изменения в структуре потребления этих изделий, которые, впрочем, по сравнению с прошлым годом незначительные: «95% потребителей так и покупают макаронные изделия традиционных форматов, но хочу заметить, что есть тенденция к увеличению продаж и специальных форматов, что очень радует. Этот сегмент рынка на данный момент заполнен только импортными макаронными изделиями, но наша компания может предложить потребителю аналоги по цене в два раза ниже».

Мы решили выяснить у экспертов, сформировалась ли в последние годы у соотечественников культура потребления макаронных изделий — т. е. видят ли они разницу между «пастой» и «макаронами», или же эти изделия так и остаются дешевым продуктом быстрого приготовления «про запас»? Исчерпывающую информацию по этому вопросу представляет Михаил Путилин: «В Италии, как, впрочем, почти во всем мире, макароны называют «пастой». В России исторически сложилось так, что наш продукт называют «макаронами», что на самом деле обозначает только одну из многих разновидностей пасты, которая называется maccheroni.

Некоторые потребители под макаронами чаще всего подразумевают продукцию локальных производителей, которую употребляют в качестве гарнира. «Пастой» же они называют продукт итальянских производителей и употребляют его в качестве основного блюда. Но, все-таки, надо признать, что для большинства российских потребителей наш продукт — это макароны, и «Барилла», являясь мировым лидером по производству пасты, ставит перед собой первостепенную задачу рассказать российскому потребителю обо всех преимуществах настоящей качественной итальянской пасты».

Устоявшийся, российский взгляд на макароны и технологию их изготовления озвучивает Анна Ефремова: «В разное время в разных странах пасту называли по-разному. Нам больше знакомо название «макароны». В Италии это слово тоже известно, хотя там maccheroni — это просто одна из форм пасты: мелкие трубочки маленького диаметра. Основное отличие настоящей итальянской пасты — она производится исключительно из твердых сортов пшеницы, которые богаты на клейковину и содержат минимум крахмала. Макароны в России изготавливаются преимущественно из муки мягких сортов пшеницы».

Однако и это представление быстро меняется, о чем говорит Максим Удодов: «С одной стороны, макароны — супердемократичный продукт, для всех слоев населения, который можно приобрести в любом магазине, торгующем продуктами питания. Но благодаря отечественным производителям и их рекламной активности все чаще отечественный потребитель использует слово «паста». Пока в России сложилась своя норма потребления продукта — это три пачки в месяц на среднестатистическую семью, состоящую из трех человек, и, скорее всего, это будут разные виды пасты, купленные в стандартной фасовке 400–500 г. В большей степени, конечно, это проявляется в верхнем и среднем ценовых сегментах. Потребитель требует новых видов продукции и готов их покупать. Причем выбор делается в пользу цены при сопоставимом качестве (это мы видим по росту объемов продаж ТМ Grand di Pasta, российской пасты, выпускаемой на уровне мировых аналогов, но более доступной по цене на полке) и нестандартных форматов. В ответ на потребности рынка за счет покупки новой линии по производству спецформатов «Макфа» готова в ближайшее время в три раза увеличить выпуск «гнезд» — востребованный формат благодаря своей универсальности».

НОВОЕ НА РЫНКЕ: ФОРМЫ, ВИДЫ, МАРКИ, ИГРОКИ

Меняются взгляды — меняется и рынок. А какие в последнее время произошли изменения в расстановке сил на рынке макаронных изделий, какие рокировке можно отметить в пуле основных игроков?

«На данный момент происходит консолидация рынка, — считает Михаил Путилин, вице-президент «Барилла Групп» в России и странах СНГ (ООО «Харрис СНГ»). — На рынке уже сформировались три крупных производителя, которые оперируют большими портфелями брендов в разных ценовых сегментах. Первым и самым крупным производителем макарон на российском рынке является «Макфа» с основным брендом Makfa и премиальной линейкой Grand di Pasta. Вторым по величине игроком является «Си Групп», имеющая в своем портфеле большое количество как локальных, так и импортируемых брендов, с тремя достаточно сильными брендами «Шебекинские», Maltagliati и Pasta Zara. После приобретения De Cecco «Первой макаронной компании» на рынке появился еще один крупный игрок с портфелем, представленным во всех ценовых сегментах, и сильным брендом «Знатные». «Барилла» же на данный момент пока не входит в группу сильнейших игроков рынка макаронных изделий России, но уже занимает лидирующие позиции в сегменте премиальной пасты». А вот по мнению представителя компании-лидера «Макфа», каких-либо кардинальных изменений на рынке не наблюдается: «Тройку лидеров по производству и продаже макаронных изделий составляет ОАО «Макфа» с общей долей рынка 17% и 33% в категории макаронных изделий из твердых сортов пшеницы (гр. А), ЗАО «Союзпищером» и ОАО «Первая макаронная компания». На долю лидеров приходится более трети всех производимых в России макаронных изделий».

Как при этом наши эксперты оценивают нынешнее состояние рынка макаронных изделий в России, и какие тенденции здесь отмечают — в наших следующих комментариях. «Рынок макарон в России — третий по величине в мире, — говорит Михаил Путилин. — Уровень роста за последние пять лет составил не более 2%. Основной движущей силой развития рынка является агрессивный рост макарон из твердых сортов пшеницы. Мы видим, что потребители все больше отдают предпочтение качественному продукту, и видят четкую разницу между макаронами из мягких сортов и твердых сортов пшеницы. Еще одна немаловажная тенденция — это значительный рост премиальных видов макарон, доля которых в объемном выражении в прошлом году увеличилась на 20%».

По мнению Максима Удодова, среди тенденций можно отметить появление новых торговых марок и необычных для российского рынка форм и видов макаронных изделий: «Премиальность покупатель часто определяет по-своему. Это не самый дорогой продукт, это — самый интересный продукт. Например, в товарном портфеле нашей компании появились такие новинки, как американская лазанья, цельнозерновые, томатные и шпинатные макаронные изделия, а также макароны, не требующие варки, — Viva la Pasta. Мы выпустили несколько видов «суповой засыпки» — достаточно универсального формата макарон, которые можно использовать как для заправки супов и бульонов, так и в качестве отдельного блюда. Впервые в России в макаронных изделиях благодаря «Макфе» появится лицензионная продукция — выпущенная для детей серия Madagascar. Всего в 2014 г. наша компания планирует вывести более десятка новинок. Передовые российские компании сегодня ни в чем не уступают мировым лидерам, а иной раз и превосходят их в силу того, что они более молоды, — и по оснащенности, по оборудованию, по мощностям, по специалистам и ассортименту, который могут предложить покупателю. И западные компании, которые хотят играть на нашем рынке, оказываются перед тем, что для мощного развития технологий надо вкладывать слишком большие ресурсы, что под силу немногим игрокам».

При этом тон на российском макаронном рынке задают, по мнению Михаила Путилина, западные производители: «Они — основная движущая сила развития как рынка, так и потребителя. Производители-импортеры существенно увеличивают свою долю рынка. Как я уже и говорил, основными игроками на рынке среди федеральных производителей являются «Макфа» и «Си Групп», среди западных производителей — «Барилла», Pasta Zara и De Cecco. Но все же на долю российских производителей приходится около 95% всего рынка — приводит данные Максим Удодов. А из зарубежных, по его мнению, тон задают итальянские производители, такие как Pasta Zara и Maltagliati: «Однако их совокупная доля остается незначительной, — около 2% российского рынка макаронных изделий. Объемы импорта остальных зарубежных игроков не значительны. Среди тенденций в группе импортных макарон можно отметить рост прямых поставок, осуществляемых торговыми сетями. Однако не всегда это является оправданным шагом, т. к. российскому потребителю не знакомы зарубежные торговые марки, цена на которые, зачастую еще выше отечественных аналогов».

 

РАСТЕТ КУЛЬТУРА — РАСТЕТ И ПРЕМИУМ

Каковы перспективы премиального сегмента макаронных изделий в России? Насколько готовы российские потребители выкладывать немалые деньги за пачку макарон, которые буквально недавно воспринимались как один из самых дешевых и беспроблемных гарниров?

«Сегмент премиальной пасты — самый быстро растущий на рынке. Рост сегмента поддерживается западными производителями, которые предлагают большое разнообразие качественных видов пасты. Российский потребитель, в свою очередь, все больше стал обращать внимания на качество и разнообразие видов. Он охотнее пробует новые виды с целью разнообразия своих блюд. Продвижение итальянской кухни также оказывает немалое влияние на культуру потребления пасты. Россияне все чаще начинают пробовать готовить макароны как пасту — и для этого они выбирают премиальную, более качественную и разнообразную продукцию. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время развитие премиального сегмента будет продолжать оставаться одной из основных движущих сил развития как рынка, так и культуры потребления пасты в целом», — отмечает Михаил Путилин.

О культуре потребления говорит и Максим Удодов: «Рост культуры потребления макаронных изделий в РФ способствуют развитию данного рынка, — появляются новые для отечественного рынка форматы и виды макаронных изделий, такие, как например, лазанья, «гнезда», макароны с различными овощными добавками и т. д. При стабильной финансовоэкономической ситуации рынок премиального сегмента ожидает рост. Сегодня его можно оценить в 50–60 тыс. тонн в год, и, пожалуй, в относительных показателях он будет являться наиболее быстрорастущим среди других категорий макаронных изделий». О наработках своей компании в этом сегменте рассказала Анна Ефремова: «Мы делаем ставку на макаронные изделия специальных форматов класса «премиум», выпускаемые из твердых сортов. Я думаю, что «с помощью» финансового кризиса российские производители смогут потеснить импортеров в данном сегменте. У отечественных производителей есть все шансы увеличить долю рынка, так как возможности для производства данной продукции в России очень велики. Поскольку в этом сегменте находились преимущественно импортные макаронные изделия, то в настоящее время, когда поставки импортной продукции снижаются из-за неустойчивого валютного курса, потребители могут не найти привычной им продукции и будут вынуждены переключиться на российского производителя».